рисуй на природе вместе с нами
Арт-Маршруты
Что такое пленэр?
В переводе с французского, en plein air означает, на открытом воздухе. Правильно пишется «пленэр«, а не «пленер«, с ударением на последний слог.
Стало быть, пленэр – это изображение на картине изменения цвета под воздействием солнечного дневного света и окружающей художника атмосферы. Живопись на пленэре подразумевает работу художника не в мастерской, в помещении, а на природе, где в полной мере можно увидеть и рассмотреть природу-объект с натуры при естественном освещении.
История Пленэра в живописи
Хоть история пленэра и насчитывает уже больше 200 лет, его истоки берут свое начало еще в эпохе Раннего Возрождения в первой половине XV века, когда начал формироваться жанр пейзажа. Чтобы написать красивую и реалистичную картину местного пейзажа, художники того времени выезжали за пределы своих домов и мастерских. Но, как правило, в таких поездках они делали только наброски и этюды, чтобы потом написать картину красками. Сидя в своей мастерской, по памяти художник воссоздавал увиденную природу. Такая работа была кропотливой и трудоемкой, она могла длиться годами. Этот подход к созданию живописных пейзажей просуществовал около 300 лет до появления романтизма в европейской живописи. Настоящий же пленэр, каким мы его знаем и понимаем, возник в начале XIX века в Англии. Два выдающихся художника – Джон Констебель и Ричард Бонингтон – стали первопроходцами, начав писать свои картины на открытом воздухе: от первого наброска до последнего мазка.
«Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд» – картина, написанная в 1815 году, принадлежит к одной из первых пленэрных работ Джона Констебеля:

Несмотря на то, что в родной Англии такой подход художественное сообщество восприняло холодно, в Париже на Салоне 1824 года манера писать на свежем воздухе произвела фурор. Во Франции у пленэрной живописи появились свои поклонники, при чем в лице знаменитых мастеров. Одним из первых ценителей стал французский пейзажист Камиль Коро, а также Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Дюпре. К середине XIX века технологический прогресс в области художественных материалов – производство красок в тюбиках – позволяет художникам все больше приобщаться к культуре пленэра, число живописцев, работающих на воздухе, растет. В 1860-х годах уже в Италии формируется группа художников «Маккьяйоли», которых объединяет любовь к живописи на природе и борьба с закостенелым академизмом.
Уинслоу Хомер, «Художники зарисовывают в Белых горах», 1868 год


Большой вклад в развитие пленэрной живописи внесли импрессионисты. Клод Моне, великий французский живописец, который старался запечатлеть ускользающее мгновение, считавший, что картина, написанная на открытом воздухе, обладает уникальной свежестью. По мнению живописца, такого эффекта невозможно достичь в мастерской. И так любивший работать у себя в саду, мастер подарил миру много шедевров пленэрной живописи.
«Клод Моне на опушке леса»,
Джон Сингер Сарджент

Камиль Писсаро, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Фредерик Базель – художники, которые также любили и часто выбирали пленэрную живопись. В конце XIX века движение масштабировалось, и стали появляться отдельные арт-объединения художников, писавшие в стиле импрессионизма, в основном, пейзажи на свежем воздухе: Школа реки Гудзон в США, Ворпсведская и Хаймхаузенская колонии в Германии, а также Ньюлинская школа в Англии. В российском художественном сообществе тоже были ярые поклонники рисовать на природе. Среди них можно выделить Исаака Левитана, Василия Поленова, Константина Коровина, Валентина Серова.
Исаак Левитан, «Над вечным покоем», 1894 год


В XX веке пленэр не сдавал своих позиций и снискал у нового поколения художников, творивших в разных техниках и жанрах. Один из любителей пленэрной живописи – современный британский художник Дэвид Хокни.
Дэвид Хокни, «Вид на Волдгейт»,
2005 год



В настоящий момент в художественных школах изучают искусство пленэра и все чаще можно увидеть на улицах города юных художников, которые рисуют и пишут с натуры.
Итак, простыми словами, у художников значение слова пленэр – это живопись на свежем воздухе, на природе.
Что нужно на пленэр?

Основная задача художника-пленэриста состоит в том, чтобы не просто скопировать картинку с натуры, но вдохнуть жизнь в свою работу, показать, как может быть переменчив пейзаж с помощью красок уловить игру света и тени.

Конечно, неподготовленный художник-самоучка, не умеющий работать с красками вряд ли сможет получить удовольствие от такого вида живописи.

1. Выбирайте правильное место и подходящий ракурс для своего места работы. Если вы вышли на природу в солнечный день, выберите место в тени, чтобы лучи света падали на ваш объект.

2 Всегда берите с собой головной убор.

3. Вам также понадобится раскладной стульчик и мольберт. Если есть возможность, лучше еще купить этюдник. Кстати, вместо мольберта, можно использовать деревянный планшет.

4. Чтобы «картинка не приелась», пишите быстро. Начните с крупных мазков, нанеся основные цвета, а затем уже можно прорисовывать детали неспеша.

5. Не берите большие холсты для работы. Это неудобно и трудно затратно, как по материалам, так и по силам.

6. Если нашли красивый и подходящий вид, открывайте этюдник и начинайте рисовать. Не нужно тратить весь день и солнечный свет на поиски «того самого» места.

7. Сделайте небольшие наброски объекта с разных ракурсов, чтобы определить светлые и темные участки. Подумайте над форматом – горизонтальный или вертикальный, а еще – над композицией.

8. Встаньте так, чтобы свет падал не только на ваш объект, но и на холст (но не прямо).

9. Для работы на зимнем пленэре выбирайте масляные краски (они не замерзают на морозе), а также хосты на картоне, так как холст на подрамнике может провиснуть из-за влажности.

10. Одевайтесь в зимнее время года теплее. Поверх перчаток можно надеть прозрачные перчатки, чтобы не испачкать руки.
Что вам понадобится на пленэре:
• стул складной
• этюдник
• простые карандаши, точилка, ластик
• бумага для рисования
• холст, масляные краски, кисти
• бутылочка с водой • влажные салфетки
• кепка/панамка

И помните самое главное правило пленэрной живописи – это импровизация! Подходите к этому процессу творчески и с хорошим настроением, и у вас все получится!